КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ
Ломовской природный ландшафтный парк
2017
задача
Разработать концепцию позиционирования, визуальную идентификацию, дизайн-код и градостроительную концепцию парка.
Концепция «ландшафтного театра русской души» заложена в визуальной идентичности и дизайн-коде парка
Чтобы упорядочить разнообразие фактур, материалов и форм, собрать общий ансамбль многопланового пространства, добавить современное звучание, мы внесли объединяющий акцент — терракотово-красный нюансовый цвет.
Сохраняя природные цвета, материалы и фактуры, дизайн-код обрёл изюминку — терракотово-красные цветовые акценты в декорировании зданий и сооружений, арт-объектах и ландшафтном дизайне. Красный цвет — родной для степи. В архитектуре и озеленении используется в небольших количествах, точечно. Красный хорошо смотрится летом и осенью на фоне желтой охры степи, и на фоне зелени — самый яркий комплиментарный союз цветов, и зимой — единственный игрок на ахроматическом фоне белого снега и серых деревьев.
решение
Концепция «ландшафтного театра русской души» позволила по-новому раскрыть потенциал территории: арт-объекты становятся декорациями, новые объекты туристической инфраструктуры — сценой, гости — действующими лицами «театра». Вначале нужно понять, что у нас есть. Выезжаем на место. Анализируем потенциал развития территории: изучаем существующую инфраструктуру, знакомимся с местными природными и культурными особенностями.
Проинтервьюировали экспертов, посетителей, а также туристов, которые ещё не были в Ломах. Так мы определили основные группы посетителей и построили карту позиционирования: новый бренд должен отстроиться от конкурентов и в то же время гармонично вписаться в культурно-туристический контекст в регионе и России в целом. Изучая территорию, мы всё больше влюблялись в это место. Концепция ландшафтного театра сформировалась естественно — будто сама собой.
Ломовской природно-ландшафтный парк, созданный на месте утраченного хутора Ломы, буквально пропитан исконными русскими образами и ценностями. Эти ценности, а также творческий подход директора парка, театрального режиссёра Василия Козлова, сформировали уникальный облик парка: ландшафтные объекты, восстановленные хуторские постройки, театрализованные фестивали.
В основе дизайн-кода — исходный код Ломов, их природный и культурно-исторический контекст
На основе дизайн-кода и исходного кода территории мы разработали два варианта фирменного стиля. Заказчик остановился на втором варианте, который более ёмко отразил драматургию истории хутора. В основу знака положен жёрнов, как метафора трудной, но необходимой части хуторской жизни. Жернова сохранились в Ломах и продолжили свою жизнь в фирменном стиле и арт-объектах парка.
В позиционировании Ломов как ландшафтного театра событийный компонент становится одним из основополагающих, и круглый элемент, который в исходном состоянии вращается — находка для изменчивого событийного контекста и наполнения носителей айдентики.
В основе знака — динамичный круглый элемент — жёрнов
Амфитеатр на холме
Градостроительная концепция парка также основана позиционировании территории, её дизайн-коде и фирменном стиле. Большая поляна, окружённая невысокими холмами — это живой амфитеатр! У поляны мы выстраиваем доминанту — здание визит-центра. Его конфигурация задаёт и ориентацию гостевых домиков, каскадом спускающихся к воде.
Все объекты связываем радиально-лучевой дорожно-тропиночной сетью. Одна из «фишек» местности — роскошный вид со стороны пруда. Мы учли это при проектировании визит-центра. Чтобы не нарушать гармонию пространства, убрали общие помещения в стилобат, спрятанный в холме.
Входные группы и навигация
Камень и металл — материалы, определённые дизайн-кодом. Буква «О» — жёрнов, отсыл к знаковым метафорам хутора. Это первое смысловое зерно, воздействующее на посетителя. От входной группы хорошо видна мельница и хаты, таким образом, группа гармонично дополнит ключевой ломовской ландшафт. Остальные смыслы посетитель раскроет уже на территории.
Гостевые домики тоже подчиняются дизайн-коду и перекликаются с визит-центром, образуя единый архитектурно стилевой комплекс. Пластика и пропорции зданий, материалы и фактуры отсылают к образу хаты, но в современной аранжировке. Строения приподнимаем над землёй: это экономит средства на строительстве, а также создаёт уют и чувство уединённости для постояльцев.
Вид на фасад с амфитеатром (сверху) и на основной фасад здания со стороны поляны (снизу)
Окна расположены высоко, гуляющие поблизости люди не мешают тем, кто внутри. Под домами — пространство для хранения дров
Холм и пространство между выступающими блоками визит-центра становятся дополнительным амфитеатром со сценой: это площадка на открытом воздухе для делового туризма и дополнительная точка для проведения фестивальных мероприятий.
Входная группа. Буквы выполнены в металле и установлены перед грядой крупных ломовских камней
Элементы навигации также как входная группа выполнены в металле и крепятся на удобный в конкретной точке носитель. Это может быть дерево, белая стена мазанки или камень.
Арт-объекты
Там, где когда-то были хуторские постройки, создаём эмоциональные арт-объекты. Они напоминают о том, что здесь было, связывают элементы рекреационной зоны и дополняют ландшафтно-театральный антураж для перфомансов и фотосетов.
Сцены театра
В проекте предусмотрено две сцены для ивентов. Основная сцена — амфитеатр на воде, интерактивное пространство, связывающее зрителей и артистов. Каждый становится участником действия. Разнообразные посадочные модули дают возможность свободной рассадки и повышают вместимость амфитеатра. В подиумы можно встраивать подсобные помещения для гримерок и реквизита.
Согласно дизайн-коду оформляем входную группу на экотропу. Тропа ведёт сквозь нетронутую степь — часть великой степи, простирающейся от Хакасии до Венгрии. Не забываем о ценных участках ООПТ: чтобы целинный кусок степи не вытаптывался, предусмотрено оборудование настильной тропой из решётки.
Оригинальная маслобойня XIX века, восстановленная директором парка Василием Козловым
Скворечник — жилой, а плетень — метафоричный. Когда-то и здесь была и хата, и настоящий плетень, теперь живёт только скворец.
Самые сильные и работящие смогут попытать свои силы в попытке вынуть вилы-эскалибур из сена. Вилы-великаны зафиксированы, чтобы усилить интригу .
Основная сцена — не только амфитеатр для мероприятий, но и место для игр, пляжного отдыха посетителей парка
Кроме основных объектов инфраструктуры разработано множество дополнительных: несколько вариантов больших и малых беседок, места для отдыха на пути с пеших маршрутов, детская площадка, смотровая вышка, костровая зона на воде, кемпинг и временные торговые точки.
Малая сцена задаёт камерный формат, зрители и актёры разделены водой. Настилы сцены и посадочных мест используются в свободное от представлений время как медитативная, пляжная зона.
Озеленение и тропиночная сеть
Позиционирование территории как ландшафтного театра отразится и в оформлении троп. На разных участках территории — разное покрытие: грунтовое или деревянный настил, а отдельные фрагменты маркируются высаженными вдоль пути кустарником или луговыми травами. Основные маршруты подсвечены встроенными светильниками, а настил защитил и целинную степную растительность, и обувь.
Цветовые константы и в ландшафтном оформлении также продиктованы дизайн-кодом: нюансовый красный в цвете ягод, листьев и стеблей осенью / зимой и более объёмный белый в весеннем цветении. Использование инвазивных (чужеродных) видов запрещается Положением об ООПТ. Ландшафт парка дополнят только местные виды, чья родина — степь.
На выходе получился действительно уникальный проект с узнаваемым образом и замыслом театрализации, предполагающим постоянное развитие и поиск. С понятной туристической идеей, которая сохраняет уединённость и возможности для спокойного отдыха и созидательного труда без ущерба для охраняемой природной территории.
Ломовской природно-ландшафтный парк, созданный на месте утраченного хутора Ломы, буквально пропитан исконными русскими образами и ценностями. Эти ценности, а также творческий подход директора парка, театрального режиссёра Василия Козлова, сформировали уникальный облик парка: ландшафтные объекты, восстановленные хуторские постройки, театрализованные фестивали.
задача
Разработать концепцию позиционирования, визуальную идентификацию, дизайн-код и градостроительную концепцию парка.
решение
Концепция «ландшафтного театра русской души» позволила по-новому раскрыть потенциал территории: арт-объекты становятся декорациями, новые объекты туристической инфраструктуры — сценой, гости — действующими лицами «театра». Вначале нужно понять, что у нас есть. Выезжаем на место. Анализируем потенциал развития территории: изучаем существующую инфраструктуру, знакомимся с местными природными и культурными особенностями.

Проинтервьюировали экспертов, посетителей, а также туристов, которые ещё не были в Ломах. Так мы определили основные группы посетителей и построили карту позиционирования: новый бренд должен отстроиться от конкурентов и в то же время гармонично вписаться в культурно-туристический контекст в регионе и России в целом. Изучая территорию, мы всё больше влюблялись в это место. Концепция ландшафтного театра сформировалась естественно — будто сама собой.
Концепция «ландшафтного театра русской души» заложена в визуальной идентичности и дизайн-коде парка
Чтобы упорядочить разнообразие фактур, материалов и форм, собрать общий ансамбль многопланового пространства, добавить современное звучание, мы внесли объединяющий акцент — терракотово-красный нюансовый цвет.
В основе дизайн-кода — исходный код Ломов, их природный и культурно-исторический контекст
Сохраняя природные цвета, материалы и фактуры, дизайн-код обрёл изюминку — терракотово-красные цветовые акценты в декорировании зданий и сооружений, арт-объектах и ландшафтном дизайне. Красный цвет — родной для степи. В архитектуре и озеленении используется в небольших количествах, точечно. Красный хорошо смотрится летом и осенью на фоне желтой охры степи, и на фоне зелени — самый яркий комплиментарный союз цветов, и зимой — единственный игрок на ахроматическом фоне белого снега и серых деревьев.
На основе дизайн-кода и исходного кода территории мы разработали два варианта фирменного стиля. Заказчик остановился на втором варианте, который более ёмко отразил драматургию истории хутора. В основу знака положен жёрнов, как метафора трудной, но необходимой части хуторской жизни. Жернова сохранились в Ломах и продолжили свою жизнь в фирменном стиле и арт-объектах парка.
В основе знака — динамичный круглый элемент — жёрнов
В позиционировании Ломов как ландшафтного театра событийный компонент становится одним из основополагающих, и круглый элемент, который в исходном состоянии вращается — находка для изменчивого событийного контекста и наполнения носителей айдентики.
Амфитеатр на холме
Градостроительная концепция парка также основана позиционировании территории, её дизайн-коде и фирменном стиле. Большая поляна, окружённая невысокими холмами — это живой амфитеатр! У поляны мы выстраиваем доминанту — здание визит-центра. Его конфигурация задаёт и ориентацию гостевых домиков, каскадом спускающихся к воде.

Все объекты связываем радиально-лучевой дорожно-тропиночной сетью. Одна из «фишек» местности — роскошный вид со стороны пруда. Мы учли это при проектировании визит-центра. Чтобы не нарушать гармонию пространства, убрали общие помещения в стилобат, спрятанный в холме.
Вид на фасад с амфитеатром (сверху) и на основной фасад здания со стороны поляны (снизу)
Холм и пространство между выступающими блоками визит-центра становятся дополнительным амфитеатром со сценой: это площадка на открытом воздухе для делового туризма и дополнительная точка для проведения фестивальных мероприятий.

Гостевые домики тоже подчиняются дизайн-коду и перекликаются с визит-центром, образуя единый архитектурно стилевой комплекс. Пластика и пропорции зданий, материалы и фактуры отсылают к образу хаты, но в современной аранжировке. Строения приподнимаем над землёй: это экономит средства на строительстве, а также создаёт уют и чувство уединённости для постояльцев.
Окна расположены высоко, гуляющие поблизости люди не мешают тем, кто внутри. Под домами — пространство для хранения дров
Входные группы и навигация
Камень и металл — материалы, определённые дизайн-кодом. Буква «О» — жёрнов, отсыл к знаковым метафорам хутора. Это первое смысловое зерно, воздействующее на посетителя. От входной группы хорошо видна мельница и хаты, таким образом, группа гармонично дополнит ключевой ломовской ландшафт. Остальные смыслы посетитель раскроет уже на территории.
Входная группа. Буквы выполнены в металле и установлены перед грядой крупных ломовских камней
Элементы навигации также как входная группа выполнены в металле и крепятся на удобный в конкретной точке носитель. Это может быть дерево, белая стена мазанки или камень.
Оригинальная маслобойня XIX века, восстановленная директором парка Василием Козловым
Согласно дизайн-коду оформляем входную группу на экотропу. Тропа ведёт сквозь нетронутую степь — часть великой степи, простирающейся от Хакасии до Венгрии. Не забываем о ценных участках ООПТ: чтобы целинный кусок степи не вытаптывался, предусмотрено оборудование настильной тропой из решётки.
Арт-объекты
Там, где когда-то были хуторские постройки, создаём эмоциональные арт-объекты. Они напоминают о том, что здесь было, связывают элементы рекреационной зоны и дополняют ландшафтно-театральный антураж для перфомансов и фотосетов.
Сцены театра
В проекте предусмотрено две сцены для ивентов. Основная сцена — амфитеатр на воде, интерактивное пространство, связывающее зрителей и артистов. Каждый становится участником действия. Разнообразные посадочные модули дают возможность свободной рассадки и повышают вместимость амфитеатра. В подиумы можно встраивать подсобные помещения для гримерок и реквизита.
Основная сцена — не только амфитеатр для мероприятий, но и место для игр, пляжного отдыха посетителей парка
Малая сцена задаёт камерный формат, зрители и актёры разделены водой. Настилы сцены и посадочных мест используются в свободное от представлений время как медитативная, пляжная зона.

Кроме основных объектов инфраструктуры разработано множество дополнительных: несколько вариантов больших и малых беседок, места для отдыха на пути с пеших маршрутов, детская площадка, смотровая вышка, костровая зона на воде, кемпинг и временные торговые точки.
Озеленение и тропиночная сеть
Позиционирование территории как ландшафтного театра отразится и в оформлении троп. На разных участках территории — разное покрытие: грунтовое или деревянный настил, а отдельные фрагменты маркируются высаженными вдоль пути кустарником или луговыми травами. Основные маршруты подсвечены встроенными светильниками, а настил защитил и целинную степную растительность, и обувь.

Цветовые константы и в ландшафтном оформлении также продиктованы дизайн-кодом: нюансовый красный в цвете ягод, листьев и стеблей осенью / зимой и более объёмный белый в весеннем цветении. Использование инвазивных (чужеродных) видов запрещается Положением об ООПТ. Ландшафт парка дополнят только местные виды, чья родина — степь.
На выходе получился действительно уникальный проект с узнаваемым образом и замыслом театрализации, предполагающим постоянное развитие и поиск. С понятной туристической идеей, которая сохраняет уединённость и возможности для спокойного отдыха и созидательного труда без ущерба для охраняемой природной территории.
команда проекта
директор
Виктор Емельянов
Дизайн-директор
архитектор
Юлия Саламех
Дмитрий Алексеев
Дизайн
Галина Шебаршина
Валентина Волкова
Вера Годунова
Архитектурный консалтинг
студия архитектуры
«Another Architect» (Германия)
Архитектурный проект
архитектурное бюро «Синдикат»
Концепция развития
Денис Деменко
Ирина Ермакова
Евгения Белёнова
Экологическая экспертиза
к. б. н. Игорь Воробьёв (Воронежский заповедник)
директор
Виктор Емельянов
Дизайн-директор
Юлия Саламех
Дизайн
Галина Шебаршина
Валентина Волкова
Вера Годунова
Концепция развития
Денис Деменко
Ирина Ермакова
Евгения Белёнова
архитектор
Дмитрий Алексеев
Архитектурный проект
архитектурное бюро «Синдикат»
Архитектурный консалтинг
студия архитектуры
«Another Architect» (Германия)
Экологическая экспертиза
к. б. н. Игорь Воробьёв (Воронежский заповедник)
похожие проекты
Говорить с детьми нужно на их языке. Яркое оформление, интерактивы, познавательные игры и увлекательные фильмы ответят на все вопросы и не дадут заскучать.
Задача тропы — рассказать гостям об основных биотопах леса, по которым проходит маршрут. Добавить прогулке осознанности!
Фирменный стиль отражает природу, историю и уникальность нацпарка: характерный для местности стиль модерн и зарождение практической лесной науки.
у вас есть похожий запрос?
Кратко опишите свой вопрос или задачу и оставьте контакты — мы обязательно свяжемся с вами.
У вас есть похожий запрос?
Кратко опишите свой вопрос или задачу и оставьте контакты — мы обязательно свяжемся с вами.
оставить запрос