Мобильная экспозиция о принцессе Евгении Ольденбургской
Дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони
2023
задача
Дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони — единственная локация в Центральном Черноземье, непосредственно связанная с династией Романовых. Долгое время дворец пребывал в запустении, однако в последние годы идёт активный процесс реставрации комплекса исторических строений, и туристы съезжаются в музей со всей страны.
Элементы оформления вдохновлены эстетикой Рамони эпохи её расцвета — середины XIX века, — требующей сдержанной и лаконичной цветовой гаммы. Мы использовали терракотовый, ссылаясь на цвет кирпичей, из которых выполнен сам дворец, и бронзовый, подчёркивающий аристократичную элегантность тематики. Отдельно освещена тема дома Евгении в Рамони — единственном имении, приобретённом ею лично и обустроенном по её указаниям.
решение
Дизайн мобильной экспозиции вторит архитектурному языку самого дворцового комплекса — нарратив жизненного пути Евгении Ольденбургской органично вписывается в планировку музея.
— Источником вдохновения для мобильной экспозиции послужила архитектура самого дворцового комплекса Ольденбургских. Отсылки к нему встречаются повсюду: например, бренд-зона стилизована под ворота дворца с часовой башней; в оформлении стендов использованы решётки, форма которых повторяет оригинальную кованую решётку с цокольного этажа.

Присутствует и образ знаменитого сахарного завода — символа расцвета Рамони, достигнутого во многом благодаря трудам принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Сами стенды напоминают комнаты, где каждая дверь — метафора нового этапа жизни принцессы.

— Ольга Родионова, дизайнер
Целью нового проекта стало познакомить посетителей с хозяйкой дворца, принцессой Евгенией Ольденбургской, и дать им возможность пройти по её следам через эти коридоры.
Кроме того, экспозицию нужно было сделать мобильной — дворцовому комплексу необходим передвижной проект для проведения выставок в других регионах.
За Кулисами
— Это не первый наш проект с Дворцовым Комплексом, и члены семьи Ольденбургских для нас уже давно как родные. За годы совместной работы с музеем мы многое узнали об их деятельности и заслугах. Тем не менее, именно работая над персональными выставками, мы можем максимально погрузиться в жизнь конкретного персонажа, попытаться понять его как человека.

Евгения Максимилиановна — уникальная, вдохновляющая женщина. Каждый член команды проекта действительно проникся её персоной, и нам было интересно придумывать способы раскрыть её личность для будущих посетителей выставки.

— Анастасия Иевлева, руководитель проекта
В основу экспозиции лёг рассказ об этапах формирования личности принцессы. Повествовательный формат позволил познакомить посетителей со всем многообразием деятельности Евгении Максимилиановны и теми её результатами, которые ощутимы и сегодня.
Образ самой Евгении сформировался на основе цитат из её дневников и писем, а также воспоминаний о ней современников — все эти материалы нашлись в фондах музея. Такое повествование придало портрету принцессы некоторой театральности: дворец оказался своеобразным «закулисьем», местом, где величественное лицо истории сняло свою маску.
Погодите! Мы не успеваем менять декорации!
Требование к мобильности экспозиции тоже подчеркнуло её «театральную» эстетику: информационные стенды и витрины мы разместили на воздушных алюминиевых каркасах, арт-объекты выполнили из фанеры — все материалы лёгкие и удобные в транспортировке, вызывают ассоциации со сценическими декорациями.
Это не первый проект мобильной выставки, за который мы брались, и второй — для Дворца. Часть задачи заключалась в том, чтобы продвинуться дальше уже использованных типовых утилитарных решений — складных кофров, которые мы разработали для мобильной экспозиции «Российская Арктика».

И придумать новые, уникальные передвижные конструкции, при этом не уступающие по наполнению стационарной экспозиции. Для этого проекта мы разработали оригинальные конструкции с каркасом из труб и листов алюминиевого сплава.
 — С новыми материалами всегда интересно работать. Так как алюминий — мягкий металл, который легко гнётся и нагревается, с ним нужно было работать аккуратно. Обычная лазерная резка металла нам не подходила, поэтому мы остановились на гидроабразивной, благодаря чему металлические листы не деформировались и не покрылись «заусенцами». А метод TIG-сварки позволил сделать швы аккуратными, ровными и почти незаметными. Я получаю огромное удовольствие и от процесса, и от результата нашего труда, а более всего от реакции посетителей!

— Производственный партнёр «За_Природу», Алексей Черкасов
В витринах мы также установили потайные замки, которые не заметны зрителю и не отвлекают его внимание от содержимого.
Получившаяся модульная конструкция без труда поддается сборке и разборке, даже несмотря на наличие витрин: они лёгкие, но от этого не менее качественные.
Евгения Ольденбургская была не только грамотным управленцем, но и видным деятелем сферы искусств: с работами художников, которым покровительствовало её Общество Поощрения Искусств, можно познакомиться, полистав альбом.
Один из экспонатов — элемент деревянного кессонного потолка, узоры на котором собственноручно выжигала Евгения. С противоположной от узора стороны находится автограф самой Ольденбургской — так что продемонстрировать предмет требовалось с обеих сторон.

Для кессона мы разработали специальную вертикальную витрину, внутри которой он надёжно зафиксирован. Так внимание зрителя органично переходит на экспонат, выделяя его среди прочих, но не создавая информационного шума.
В экспозиции использовались старые фотографии Евгении Ольденбургской, и все они подверглись обработке, но особое внимание пришлось уделить главным снимкам на «дверях» стендов. Сложность состояла в том, что качество изображений не позволяло растянуть их до нужного формата.

Для усовершенствования фотографий дизайнеры проделали много работы: многие снимки фактически дорисовывались вручную — как, например, мех на шубе Ольденбургской. А для улучшения качества изображения мы прибегли к помощи искусственного интеллекта.
Мобильная экспозиция открыта и готова к гастролям. До конца мая 2023 года она будет экспонироваться в стенах Дворца. Следующая остановка — фестиваль Дни Воронежской области в Санкт-Петербурге, который состоится в июне.
Мобильная экспозиция о Евгении Ольденбургской стала нашим четвёртым проектом в Дворцовом комплексе. В 2021 году в цокольном этаже дворца открылась экспозиция «На благо Отечества», рассказавшая о масштабах созидательной деятельности представителей семьи Ольденбургских не только в Воронежской губернии, но и в пределах Российской империи.
Постоянная экспозиция «Краски жизни» позволила взглянуть на будни и праздники жителей села Рамонь начала XX века глазами великой княгини Ольги Александровны. А наша предыдущая совместная с музеем мобильная экспозиция «Вся жизнь как на холсте», посвященная ей же, уже была представлена в пяти городах России, включая музей-заповедник «Гатчина».
СМИ о проекте
Новость об открытии выставки на сайте МБУ ТИЦ Воронежа

Новость на портале Культура.рф

Сюжет журнала Рамблер/Женский

Материал на платформе Дзен
Материал новостного портала Бренды России

Отчёт из соцсетей дворца:

Видео с открытия выставки

Фото с открытия выставки
задача
Дворцовый комплекс Ольденбургских в Рамони — единственная локация в Центральном Черноземье, непосредственно связанная с династией Романовых. Долгое время дворец пребывал в запустении, однако в последние годы идёт активный процесс реставрации комплекса исторических строений, и туристы съезжаются в музей со всей страны.

Целью нового проекта стало познакомить посетителей с хозяйкой дворца, принцессой Евгенией Ольденбургской, и дать им возможность пройти по её следам через эти коридоры.
Кроме того, экспозицию нужно было сделать мобильной — дворцовому комплексу необходим передвижной проект для проведения выставок в других регионах.
решение
Дизайн мобильной экспозиции вторит архитектурному языку самого дворцового комплекса — нарратив жизненного пути Евгении Ольденбургской органично вписывается в планировку музея.
— Источником вдохновения для мобильной экспозиции послужила архитектура самого дворцового комплекса Ольденбургских. Отсылки к нему встречаются повсюду: например, бренд-зона стилизована под ворота дворца с часовой башней; в оформлении стендов использованы решётки, форма которых повторяет оригинальную кованую решётку с цокольного этажа.

Присутствует и образ знаменитого сахарного завода — символа расцвета Рамони, достигнутого во многом благодаря трудам принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской. Сами стенды напоминают комнаты, где каждая дверь — метафора нового этапа жизни принцессы.

— Ольга Родионова, дизайнер
Элементы оформления вдохновлены эстетикой Рамони эпохи её расцвета — середины XIX века, — требующей сдержанной и лаконичной цветовой гаммы. Мы использовали терракотовый, ссылаясь на цвет кирпичей, из которых выполнен сам дворец, и бронзовый, подчёркивающий аристократичную элегантность тематики.

Отдельно освещена тема дома Евгении в Рамони — единственном имении, приобретённом ею лично и обустроенном по её указаниям.
За Кулисами
— Это не первый наш проект с Дворцовым Комплексом, и члены семьи Ольденбургских для нас уже давно как родные. За годы совместной работы с музеем мы многое узнали об их деятельности и заслугах. Тем не менее, именно работая над персональными выставками, мы можем максимально погрузиться в жизнь конкретного персонажа, попытаться понять его как человека.

Евгения Максимилиановна — уникальная, вдохновляющая женщина. Каждый член команды проекта действительно проникся её персоной, и нам было интересно придумывать способы раскрыть её личность для будущих посетителей выставки.

— Анастасия Иевлева, руководитель проекта
В основу экспозиции лёг рассказ об этапах формирования личности принцессы. Повествовательный формат позволил познакомить посетителей со всем многообразием деятельности Евгении Максимилиановны и теми её результатами, которые ощутимы и сегодня.

Образ самой Евгении сформировался на основе цитат из её дневников и писем, а также воспоминаний о ней современников — все эти материалы нашлись в фондах музея. Такое повествование придало портрету принцессы некоторой театральности: дворец оказался своеобразным «закулисьем», местом, где величественное лицо истории сняло свою маску.
Погодите! Мы не успеваем менять декорации!
Требование к мобильности экспозиции тоже подчеркнуло её «театральную» эстетику: информационные стенды и витрины мы разместили на воздушных алюминиевых каркасах, арт-объекты выполнили из фанеры — все материалы лёгкие и удобные в транспортировке, вызывают ассоциации со сценическими декорациями.
Это не первый проект мобильной выставки, за который мы брались, и второй — для Дворца. Часть задачи заключалась в том, чтобы продвинуться дальше уже использованных типовых утилитарных решений — складных кофров, которые мы разработали для мобильной экспозиции «Российская Арктика».

И придумать новые, уникальные передвижные конструкции, при этом не уступающие по наполнению стационарной экспозиции. Для этого проекта мы разработали оригинальные конструкции с каркасом из труб и листов алюминиевого сплава.
 — С новыми материалами всегда интересно работать. Так как алюминий — мягкий металл, который легко гнётся и нагревается, с ним нужно было работать аккуратно. Обычная лазерная резка металла нам не подходила, поэтому мы остановились на гидроабразивной, благодаря чему металлические листы не деформировались и не покрылись «заусенцами». А метод TIG-сварки позволил сделать швы аккуратными, ровными и почти незаметными. Я получаю огромное удовольствие и от процесса, и от результата нашего труда, а более всего от реакции посетителей!

— Производственный партнёр «За_Природу», Алексей Черкасов
Получившаяся модульная конструкция без труда поддается сборке и разборке, даже несмотря на наличие витрин: они лёгкие, но от этого не менее качественные.
В витринах мы также установили потайные замки, которые не заметны зрителю и не отвлекают его внимание от содержимого.
Евгения Ольденбургская была не только грамотным управленцем, но и видным деятелем сферы искусств: с работами художников, которым покровительствовало её Общество Поощрения Искусств, можно познакомиться, полистав альбом.
Один из экспонатов — элемент деревянного кессонного потолка, узоры на котором собственноручно выжигала Евгения. С противоположной от узора стороны находится автограф самой Ольденбургской — так что продемонстрировать предмет требовалось с обеих сторон.

Для кессона мы разработали специальную вертикальную витрину, внутри которой он надёжно зафиксирован. Так внимание зрителя органично переходит на экспонат, выделяя его среди прочих, но не создавая информационного шума.
В экспозиции использовались старые фотографии Евгении Ольденбургской, и все они подверглись обработке, но особое внимание пришлось уделить главным снимкам на «дверях» стендов. Сложность состояла в том, что качество изображений не позволяло растянуть их до нужного формата.

Для усовершенствования фотографий дизайнеры проделали много работы: многие снимки фактически дорисовывались вручную — как, например, мех на шубе Ольденбургской. А для улучшения качества изображения мы прибегли к помощи искусственного интеллекта.
Мобильная экспозиция открыта и готова к гастролям. До конца мая 2023 года она будет экспонироваться в стенах Дворца. Следующая остановка — фестиваль Дни Воронежской области в Санкт-Петербурге, который состоится в июне.
Мобильная экспозиция о Евгении Ольденбургской стала нашим четвёртым проектом в Дворцовом комплексе. В 2021 году в цокольном этаже дворца открылась экспозиция «На благо Отечества», рассказавшая о масштабах созидательной деятельности представителей семьи Ольденбургских не только в Воронежской губернии, но и в пределах Российской империи.

Постоянная экспозиция «Краски жизни» позволила взглянуть на будни и праздники жителей села Рамонь начала XX века глазами великой княгини Ольги Александровны. А наша предыдущая совместная с музеем мобильная экспозиция «Вся жизнь как на холсте», посвященная ей же, уже была представлена в пяти городах России, включая музей-заповедник «Гатчина».
СМИ о проекте
Новость об открытии выставки на сайте МБУ ТИЦ Воронежа

Новость на портале Культура.рф

Сюжет журнала Рамблер/Женский

Материал на платформе Дзен

Материал новостного портала Бренды России

Отчёт из соцсетей дворца:

Видео с открытия выставки

Фото с открытия выставки
команда проекта
директор
Виктор Емельянов
Руководитель
Анастасия Иевлева
автор концепции и тематической структуры
Евгения Белёнова
менеджер проекта
Янина Кузьмич
производство
Алексей Черкасов
дизайн
Ольга Родионова
Юлия Саламех
Научные консультанты
Людмила Царёва — заведующая отделом по научно-экспозиционной работе Дворцового комплекса Ольденбургских
Ольга Рябчикова — старший научный сотрудник Дворцового комплекса Ольденбургских
Анна Кретинина — заместитель директора Дворцового комплекса Ольденбургских
директор
Виктор Емельянов
Руководитель
Анастасия Иевлева
дизайн
Ольга Родионова
Юлия Саламех
менеджер проекта
Янина Кузьмич
производство
Алексей Черкасов
автор концепции и тематической структуры
Евгения Белёнова
Научные консультанты
Людмила Царёва — заведующая отделом по научно-экспозиционной работе Дворцового комплекса Ольденбургских
Ольга Рябчикова — старший научный сотрудник Дворцового комплекса Ольденбургских
Анна Кретинина — заместитель директора Дворцового комплекса Ольденбургских
похожие проекты
Передвижная выставка с электроникой и интерактивами, которая помещается в четырёх шкафах, а для монтажа требует всего четырёх рук и одной розетки. Пилотный проект — об арктических ООПТ.
Построили выставку так, чтобы рассказать о Василии Пескове как о многогранной личности: журналисте, писателе, фотографе, защитнике природы.
Этнографический музей в реконструированном крестьянском доме 1861 года. Сочетание традиционного орнамента и ручных ремёсел с медиапанелями и инфографикой.
у вас есть похожий запрос?
Кратко опишите свой вопрос или задачу и оставьте контакты — мы обязательно свяжемся с вами.
У вас есть похожий запрос?
Кратко опишите свой вопрос или задачу и оставьте контакты — мы обязательно свяжемся с вами.
оставить запрос