Экопарк «Царь-бор»
Национальный парк «Бузулукский бор», 2022
В глубине Бузулукского бора стоит величественная Царица-сосна — могучее 300-летнее дерево. На протяжении десятков лет туристы вытаптывали подножие сосны, засовывали под её кору монеты, обламывали ветви. Дерево нуждалось в защите, уважительном и внимательном отношении. Именно Царица-сосна стала центром и символом комплекса, объединившего экотропу и экопарк.
На момент начала работы бор был преимущественно дикой территорией. Небольшой участок настильной тропы не справлялся с защитой сердца нацпарка — посетители рисковали повредить хрупкие природные объекты. Основная идея заключалась в том, чтобы создать ключевую точку притяжения для туристов, которая бы не только демонстрировала уникальное наследие бора, но и оберегала его от чрезмерного воздействия.
В глубине Бузулукского бора стоит величественная Царица-сосна — могучее 300-летнее дерево. На протяжении десятков лет туристы вытаптывали подножие сосны, засовывали под её кору монеты, обламывали ветви. Дерево нуждалось в защите, уважительном и внимательном отношении. Именно Царица-сосна стала центром и символом комплекса, объединившего экотропу и экопарк.
На момент начала работы бор был преимущественно дикой территорией. Небольшой участок настильной тропы не справлялся с защитой сердца нацпарка — посетители рисковали повредить хрупкие природные объекты. Основная идея заключалась в том, чтобы создать ключевую точку притяжения для туристов, которая бы не только демонстрировала уникальное наследие бора, но и оберегала его от чрезмерного воздействия.
Бор шепчет стихами
Вместе со специалистами нацпарка мы разработали кольцевой маршрут, который не просто ведёт гостей к Царице-сосне, но и рассказывает об истории бора — его реликтовых соснах, болотах, зверях и птицах.
Вокруг дерева создали смотровую площадку с ограждением — чтобы кора и корневая система были в безопасности.
Мы сохранили короткий участок старого настила, ведущего к Царице-сосне, и добавили на него новые доски с интересными фактами — например, высотой деревьев или заданиями, которые посетители могут выполнять, идя по тропе.
Текст на настиле не просто напечатан или нанесён краской: мы фрезеровали его на глубину 5 мм и заполнили углубления чёрной эпоксидной смолой. Так надписи останутся чёткими и яркими, сколько по ним ни ходи!
Бор шепчет стихами
Вместе со специалистами нацпарка мы разработали кольцевой маршрут, который не просто ведёт гостей к Царице-сосне, но и рассказывает об истории бора — его реликтовых соснах, болотах, зверях и птицах.
Вокруг дерева создали смотровую площадку с ограждением — чтобы кора и корневая система были в безопасности.
Мы сохранили старый настил, ведущий к Царице-сосне, но добавили новые доски с интересными фактами — например, высотой деревьев или заданиями, которые посетители могут выполнять, идя по тропе.
Текст на настиле не просто напечатан или нанесён краской: мы фрезеровали его на глубину 5 мм и заполнили углубления чёрной эпоксидной смолой. Так надписи останутся чёткими и яркими, сколько по ним ни ходи!
Чтобы сделать рассказ о боре более увлекательным, мы соединили научные факты с посвящёнными сосновому лесу стихотворениями русских поэтов. Оказалось, что наука и поэзия чрезвычайно гармонично дополняют друг друга: научные факты красноречиво говорят об уникальности бора, а поэтические строки помогают увидеть его глазами художников, вдохновиться им, восхититься, разглядеть его символизм.
По мере продвижения по тропе лес будто сам рассказывает свою историю — нужно только внимательно слушать и знать, куда именно смотреть. В этом помогают аншлаги, раскрывающие детали разных сторон жизни бора: например, гости узнают об экосистеме мёртвой сосны, знакомятся с жизнью болот, изучают работу «лесного интернета» — микоризы.
— Когда гуляешь по лесным тропам, сюжеты и стихи будто сами собой складываются. Думаешь даже: а чьи это мысли? Это я сам придумал или лес нашептал? У разных лесов разный характер, а значит, и музыкальность, поэтика у них разная. Так появилась идея совместить экопросвещение с искусством. Перебрали классику русской поэзии, внимательно рассмотрели и нашли в стихах «экологические якоря»: отсылки к разным ландшафтам, видам, биотопам. Какие эпитеты используются в стихах для сосен? То «прозрачные», то «призрачные», то «ясные», то «тёмные». А ведь эти метаморфозы отлично прослеживаются и на тропе, идущей от молодых сосенок на песчаных почвах вниз, в марево болот,

— Андрей Акиньшин, редактор.
Чтобы сделать рассказ о боре более увлекательным, мы соединили научные факты с посвящёнными сосновому лесу стихотворениями русских поэтов. Оказалось, что наука и поэзия чрезвычайно гармонично дополняют друг друга: научные факты красноречиво говорят об уникальности бора, а поэтические строки помогают увидеть его глазами художников, вдохновиться им, восхититься, разглядеть его символизм.
По мере продвижения по тропе лес будто сам рассказывает свою историю — нужно только внимательно слушать и знать, куда именно смотреть. В этом помогают аншлаги, раскрывающие детали разных сторон жизни бора: например, гости узнают об экосистеме мёртвой сосны, знакомятся с жизнью болот, изучают работу «лесного интернета» — микоризы.
— Когда гуляешь по лесным тропам, сюжеты и стихи будто сами собой складываются. Думаешь даже: а чьи это мысли? Это я сам придумал или лес нашептал? У разных лесов разный характер, а значит, и музыкальность, поэтика у них разная. Так появилась идея совместить экопросвещение с искусством. Перебрали классику русской поэзии, внимательно рассмотрели и нашли в стихах «экологические якоря»: отсылки к разным ландшафтам, видам, биотопам. Какие эпитеты используются в стихах для сосен? То «прозрачные», то «призрачные», то «ясные», то «тёмные». А ведь эти метаморфозы отлично прослеживаются и на тропе, идущей от молодых сосенок на песчаных почвах вниз, в марево болот,

— Андрей Акиньшин, редактор.
Вся тропа — это интерактивное пространство. Здесь можно найти листалки с информацией о природе, слуховые рупоры и модель, позволяющую сравнить размах крыльев разных птиц с размахом человеческих рук. Каждый интерактив даёт непривычный, более пристальный взгляд на природу и помогает лучше понять её особенности.
Вся тропа — это интерактивное пространство. Здесь можно найти листалки
с информацией о природе, слуховые рупоры и модель, позволяющую сравнить размах крыльев разных птиц с размахом человеческих рук. Каждый интерактив даёт непривычный, более пристальный взгляд на природу и помогает лучше понять
её особенности.
— Есть проекты, которые просто впечатляют своей красотой. Казалось бы — небольшой участок тропы, всего 1 км, но зато какой! В окружении реликтовых 300-летних сосен обхватом около 4 метров. Согласитесь, круто? Хотелось помочь этому месту и себя показать, и сохраниться. Мне кажется, нам это удалось, и всё благодаря отзывчивому заказчику, всем сотрудникам, а также слаженной командной работе с нашей стороны,

— Эльвира Дмитриева, менеджер проекта.
— Есть проекты, которые просто впечатляют своей красотой. Казалось бы — небольшой участок тропы, всего 1 км, но зато какой! В окружении реликтовых 300-летних сосен обхватом около 4 метров. Согласитесь, круто? Хотелось помочь этому месту и себя показать, и сохраниться. Мне кажется, нам это удалось, и всё благодаря отзывчивому заказчику, всем сотрудникам, а также слаженной командной работе с нашей стороны,

— Эльвира Дмитриева, менеджер проекта.
От леса — лесу
Дизайн тропы продолжает и подкрепляет общую идею. Средства выразительности, позволившие комплексу идеально вписаться в контекст места, продиктовала сама территория Бузулукского бора. Мы стремились сделать так, чтобы все сооружения становились логичным продолжением окружающего ландшафта. Поэтому материалы выбрали исключительно натуральные: дерево, брус, спилы.
Важно отметить, что вся древесина, использованная в проекте, — сухостой или валежник, собранные в рамках санитарных работ в самом нацпарке, а значит, ни одно живое дерево не было срублено!
Амфитеатр из четырёх элементов: «сидений», «барабанов», «ксилофона» и «трещотки».
— Дизайн экопарка строился на сочетании двух подходов: природного и исторического.

Первый — живой, естественный, криволинейный — нашёл свое отражение в неоцилиндрованном брусе, огромных спилах, естественных не крашенных оттенках дерева и ассиметрии большинства объектов экопарка. Ядром подхода стал сам лес с его вдохновляющей многовековой природой.
Основу второго подхода составила давняя история науки в этом лесу и уникальная архитектура здания БОРЛОС — это отразилось в креплении бруса «ёлочкой», в отсылках к стилю бузулукского модерна, в строгой колористике аншлагов, отсечках и шрифтах.

Общий стиль получился тёплым и натуральным, но в то же время достаточно строгим, без заигрываний с посетителем. Всё это — чтобы создать ощущение, что лес — это уютное и доброе место, но относиться к нему нужно с большим уважением,

Дарья Ващук, арт-директор.
От леса — лесу
Дизайн тропы продолжает и подкрепляет общую идею. Средства выразительности, позволившие комплексу идеально вписаться в контекст места, продиктовала сама территория Бузулукского бора. Мы стремились сделать так, чтобы все сооружения становились логичным продолжением окружающего ландшафта. Поэтому материалы выбрали исключительно натуральные: дерево, брус, спилы.
Важно отметить, что вся древесина, использованная в проекте, — сухостой или валежник, собранные в рамках санитарных работ в самом нацпарке, а значит, ни одно живое дерево не было срублено!
Об уникальном культурном наследии парка напоминают исторические элементы: на аншлагах, беседках и шезлонгах можно увидеть крепления бруса «ёлочкой» — это отсылка к архитектуре фасада Боровой лесной опытной станции (БОРЛОС).
Один из самых ярких декоративных элементов — спилы с логотипом Бузулукского бора, каждый — около 80 см в диаметре. Найти такие огромные спилы было непросто: их привозили из самого бора, в Воронеже обрабатывали и наносили печать, а затем везли обратно на монтаж. Процесс был сложным, но результат, согласитесь, стоил того!
— Дизайн экопарка строился на сочетании двух подходов: природного и исторического.

Первый — живой, естественный, криволинейный — нашёл свое отражение в неоцилиндрованном брусе, огромных спилах, естественных не крашенных оттенках дерева и ассиметрии большинства объектов экопарка. Ядром подхода стал сам лес с его вдохновляющей многовековой природой.
Основу второго подхода составила давняя история науки в этом лесу и уникальная архитектура здания БОРЛОС — это отразилось в креплении бруса «ёлочкой», в отсылках к стилю бузулукского модерна, в строгой колористике аншлагов, отсечках и шрифтах.

Общий стиль получился тёплым и натуральным, но в то же время достаточно строгим, без заигрываний с посетителем. Всё это — чтобы создать ощущение, что лес — это уютное и доброе место, но относиться к нему нужно с большим уважением,

— Дарья Ващук, арт-директор.
Об уникальном культурном наследии парка напоминают исторические элементы: на аншлагах, беседках и шезлонгах можно увидеть крепления бруса «ёлочкой» — это отсылка к архитектуре фасада Боровой лесной опытной станции (БОРЛОС).
Один из самых ярких декоративных элементов — спилы с логотипом Бузулукского бора, каждый — около 80 см в диаметре. Найти такие огромные спилы было непросто: их привозили из самого бора, в Воронеже обрабатывали и наносили печать, а затем везли обратно на монтаж. Процесс был сложным, но результат, согласитесь, стоил того!
После прогулки по тропе гости попадают в экопарк. Это не просто игровая площадка, а продуманное пространство, которое позволяет познакомиться с природой Бузулукского бора через исследование и игру.
Больше, чем площадка
Больше, чем площадка
После прогулки по тропе гости попадают в экопарк. Это не просто игровая площадка, а продуманное пространство, которое позволяет познакомиться с природой Бузулукского бора через исследование и игру.
Экопарк продуман так, чтобы учесть интересы и потребности детей разного возраста. Зоны разделены на тихие, для спокойного отдыха, и активные — для тех, кто хочет бегать, лазить и изучать всё вокруг.
Маленьких исследователей в экопарке сопровождают деревянные скульптуры насекомых — символ важного для природы, но незаметного на первый взгляд. Фигурки изготовили для нас мастера парка «Ломы» из Воронежской области.
Экопарк продуман так, чтобы учесть интересы и потребности детей разного возраста. Зоны разделены на тихие, для спокойного отдыха, и активные — для тех, кто хочет бегать, лазить и исследовать.
Маленьких исследователей в экопарке сопровождают деревянные скульптуры насекомых — символ важного для природы, но незаметного на первый взгляд. Фигурки изготовили для нас мастера парка «Ломы» из Воронежской области.
Мы тщательно подошли к созданию игровых элементов, стараясь сделать их гармоничным продолжением леса, а не чем-то чужеродным. Мы стремились не нарушать природную тишину, а дополнить её, создав пространство, где дети смогут не просто играть, но и развиваться.
Центральный элемент игровой зоны — муравейник, необычная асимметричная горка, собранная из брёвен. На неё можно взбираться бесконечно, каждый раз находя новый маршрут.
Природные материалы — это совершенно другие тактильные ощущения, а значит, и впечатления!

Мы тщательно подошли к созданию игровых элементов, стараясь сделать их гармоничным продолжением леса, а не чем-то чужеродным. Мы стремились не нарушать природную тишину, а дополнить её, создав пространство, где дети смогут не просто играть, но и развиваться.
Природные материалы — это совершенно другие тактильные ощущения, а значит, и впечатления!
Центральный элемент игровой зоны — муравейник, необычная асимметричная горка, собранная из брёвен. На неё можно взбираться бесконечно, каждый раз находя новый маршрут.
Одним из ключевых элементов зоны для самых маленьких стала «тактильная песочница»: в ней, кроме песка, есть и другие природные материалы — шишки, жёлуди, кора деревьев. Играя с ними, малыши знакомятся с природой через прикосновения, развивая мелкую моторику и расширяя восприятие мира.
Особое внимание мы уделили тренажёрам, которые стимулируют не только физическую активность, но и воображение, побуждая придумывать разные сценарии для игр.
Одним из ключевых элементов зоны для самых маленьких стала «тактильная песочница»: в ней, кроме песка, есть и другие природные материалы — шишки, жёлуди, кора деревьев. Играя с ними, малыши знакомятся с природой через прикосновения, развивая мелкую моторику и расширяя восприятие мира.

Особое внимание мы уделили тренажёрам, которые стимулируют не только физическую активность, но и воображение, побуждая придумывать разные сценарии для игр.
В экопарке несколько видов качелей с разным механизмом качания, что не только тренирует вестибулярный аппарат, но и развивает новые нейронные связи — приходится подумать, как вообще взаимодействовать с этим предметом, понять, как он работает.
— Самая приятная часть проекта — это монтаж. На твоих глазах все задумки и чертежи превращаются в объекты, которыми начинают пользоваться люди, и видеть их восторг — огромное удовольствие. На этом монтаже отдельной историей было наблюдение за насекомыми и животными. Почти каждое утро я ходил к болоту и смотрел за жизнью в нём, а в экопарке встречал лису и ужей,

Антон Позднухов, руководитель проекта.
В экопарке несколько видов качелей с разным механизмом качания, что не только тренирует вестибулярный аппарат, но и развивает новые нейронные связи — приходится подумать, как вообще взаимодействовать с этим предметом, понять, как он работает.
— Самая приятная часть проекта — это монтаж. На твоих глазах все задумки и чертежи превращаются в объекты, которыми начинают пользоваться люди, и видеть их восторг — огромное удовольствие. На этом монтаже отдельной историей было наблюдение за насекомыми и животными. Почти каждое утро я ходил к болоту и смотрел за жизнью в нём, а в экопарке встречал лису и ужей,

Антон Позднухов, руководитель проекта.
Этот проект — не первое наше сотрудничество с Бузулукским бором. В 2021 году мы создали для нацпарка фирменный стиль, в июне 2022 года представили экопарк «Царь-Бор», а в 2023 году завершили работу над дизайн-проектом музея в Боровой лесной опытной станции имени А. П. Тольского. Мы гордимся этим партнёрством и рады комплексно развивать туристическую инфраструктуру нацпарка, чтобы как можно больше людей могли разделить с нами любовь к этому удивительному месту и его уникальной природе.
Этот проект — не первое наше сотрудничество с Бузулукским бором. В 2021 году мы создали для нацпарка фирменный стиль, в июне 2022 года с гордостью представили экопарк «Царь-Бор», а в 2023 году завершили работу над дизайн-проектом музея в Боровой лесной опытной станции имени А. П. Тольского. Мы вкладываем душу в каждый элемент туристической инфраструктуры нацпарка, чтобы гости могли по-настоящему прочувствовать магию Бузулукского бора и открыть для себя его удивительные тайны.
— Экопарк «Цар-бор» — это визитная карточка национального парка «Бузулукский бор», его главная достопримечательность и любимое место посетителей. Экопарк стал гордостью Оренбургской области, завоевав престижную награду в конкурсе «Лидеры туризма Оренбуржья». Появление экопарка способствовало улучшению имиджа, узнаваемости и привлекательности нацпарка. Экопарк спроектирован настоящими профессионалами, все продумано до мелочей и исполнено на высоком уровне качества. С годами проект обретает новые смыслы и функциональное назначение. Сегодня это одно из популярных общественных пространств Оренбуржья,

— Андрей Латыпов, директор национального парка «Бузулукский бор».
— Экопарк «Цар-бор» — это визитная карточка национального парка «Бузулукский бор», его главная достопримечательность и любимое место посетителей. Экопарк стал гордостью Оренбургской области, завоевав престижную награду в конкурсе «Лидеры туризма Оренбуржья». Появление экопарка способствовало улучшению имиджа, узнаваемости и привлекательности нацпарка. Экопарк спроектирован настоящими профессионалами, все продумано до мелочей и исполнено на высоком уровне качества. С годами проект обретает новые смыслы и функциональное назначение. Сегодня это одно из популярных общественных пространств Оренбуржья,

Андрей Латыпов, директор национального парка «Бузулукский бор».
СМИ о проекте
Материал об открытии тропы Студии телевидения Бузулук

Новость об открытии тропы портала Безформата

Материал на сайте Русского географического общества

Новость на портале Урал56.Ру

СМИ о проекте
Материал об открытии тропы Студии телевидения Бузулук

Новость об открытии тропы портала Безформата

Материал на сайте Русского географического общества

Новость на портале Урал56.Ру
команда проекта
Директор проекта
Виктор Емельянов
Руководитель проекта
Антон Позднухов
Контент-редактор
Андрей Акиньшин
Арт-директор
Дарья Ващук
Дизайн
Ирина Дырдина
Менеджер проекта
Эльвира Дмитриева
Научный
консультант
Игорь Иванович Воробьёв
Главный специалист по развитию Воронежского заповедника
команда проекта
Директор проекта
Виктор Емельянов
Руководитель проекта
Антон Позднухов
Контент-редактор
Андрей Акиньшин
Арт-директор
Дарья Ващук
Дизайн
Ирина Дырдина
Менеджер проекта
Эвелина Яковлева
Научный консультант
Игорь Иванович Воробьёв
Главный специалист по развитию Воронежского заповедника